«Палестинцы ненавидят вас не за то, что вы евреи, а потому, что вы — оккупанты», — так прокомментировал октябрьские события[1] депутат кнессета Ахмед Тиби. Сказано очень метко — не убавить, не прибавить — пусть даже это говорит буржуазный либерал-националист, коим является Тиби.

Очень страшно, когда тебя ненавидят. Ненавидят, потому что почти два миллиона людей страдают от коллективного наказания, будучи зажаты в самое большое гетто на земле лишь за то, что в их «районе» победила не та группировка[2]. Ненавидят, потому что каждый день вынуждены терпеть унижения со стороны солдат на территориях Западного берега реки Иордан. Ненавидят, потому что во время иудейских праздников израильские власти вводят комендантский час и закрывают ворота блокпостов только для того, чтобы господа могли комфортно отправлять свои религиозные культы. Ненавидят, потому что фашиствующие молодчики из еврейских поселений могут сжечь целую семью в ее собственном доме и остаться безнаказанными. Ненавидят, потому что большую часть водных ресурсов на Западном берегу направляют в поселения евреев, хотя те являются подавляющим меньшинством по отношению к двухмиллионному коренному населению. Ненавидят за то, что почти миллион их предков были изгнаны в 1948 году с земель, на которых они жили и трудились поколениями.

Продолжать можно еще очень долго — как бы там ни было, события октября 2015 года, которые израильские СМИ называют «интифадой ножей», поставили точку в спорах о возможности ду киум[3] сегодня. Не будет никакого сосуществования, пока существует вопиющее неравенство между израильтянами и палестинцами. Пока нет равенства хотя бы в праве на свободу перемещения. Однако несмотря на этот, казалось бы, очевидный для левых факт, левые Израиля (в первую очередь сторонники партий «Хадаш», «Мерец» и «Авода», а также многие израильские и зарубежные левые интеллектуалы) хором осуждают методы сопротивления палестинцев, а вовсе не причины, к ним приведшие. «Мерец» даже, охотно переняв слово «интифада», которое израильские власти используют как страшилку, так и назвала свою кампанию протеста: «Правительство интифады, ты провалилось». Видимо, если бы палестинцев продолжило эксплуатировать правильное правительство партии «Мерец», то «интифады» не случилось бы. Отовсюду звучат рецепты правильного восстания / невосстания, из Тель-Авива доносится критика методов сопротивления и убедительные советы: мол, резать, кидать молотовки или камни ― это неэтично. А доводить людей до состояния отчаяния ― этично?

Или как там у Брехта в «Трехгрошовой опере»:

Вы учите нас честно жить и строго,
Не воровать, не лгать и не грешить.
Сначала дайте нам пожрать немного,
А уж потом учите честно жить.
Поборник благонравья и добра,
Ханжа и скромник с толстым животом!
Раз навсегда запомнить вам пора:
Сначала хлеб, а нравственность – потом.
Добейтесь, чтоб людская голь сначала
Ломоть от каравая получала.

В случае палестинцев разве что речь шла бы больше не о хлебе, а о доступе к воде (в случае с Газой можно оставить и хлеб).

Чем люди живы? Тем, что раздевают,
Терзают, мучат, душат, гонят прочь взашей
Других людей и прочно забывают,
Что сами носят звание людей.

Герой Брехта, поющий эти строки, тоже резал людей, за что его и прозвали Мэкки-Нож. Левые интеллектуалы любят читать Брехта, но не любят реальных Мэкки-Ножей.

Кстати, а почему провластные СМИ так настаивают на слове «интифада», да и еще с такой страшной припиской ― «ножей», в то время как многие палестинцы эти события интифадой не считают? Видимо, Израилю, правительству Израиля и элитам, которых оно представляет, нужен как можно более пугающий образ протеста. Нужно оправдывать те лозунги («безопасность и война с террором прежде всего»), под которыми правящая партия Беньямина Нетаньяху шла на выборы. Нужна кровавая мясорубка, в которой сгорают самые пассионарные палестинцы и которая запугает и консолидирует израильское общество. Потому что, кроме как на страхе, ему не на чем держаться.

Власти Израиля сделали все, чтобы спровоцировать палестинцев. Сгорела семья? Не накажем поджигателей. Подростки кидают камни (а они кидают камни уже десятилетиями)? Дадим им по десять лет тюрьмы! Не вышло? Дадим приказ снайперам стрелять на поражение! Солдаты убили безоружную девушку на блок-посте? Промолчим и не привлечем солдат к ответу. Триггерную храмовую гору заполоним провокаторами-полицейскими, солдатами и поселенцами. Изо всех сил будем показывать, что хозяевам все можно! И все равно очень нехотя раскручивается маховик интифады. Подливают масла в огонь радикальные исламистские группировки (ХАМАС, Исламский джихад) — и все равно не раскручивается. Не хотят палестинцы умирать. Никогда палестинцы не были войнами, это народ крестьян ― феллахов. Именно мирным земледелием и жили палестинцы до сионистского колониального проекта в ХІХ веке. Жили же, и даже еврейское меньшинство, что тут проживало, не трогали ― потому что люди книги ведь или, как минимум, семиты. И воюют они так себе, каждое палестинское восстание (хоть и оправданное) оканчивается кровавым месивом и большими жертвами для палестинцев. Люди хотят просто жить, достойно жить.

Это восстание, состоящее преимущественно из актов индивидуального террора, будет продолжаться до тех пор, пока не будет окончательно жестоко подавлено без всяких шансов достичь своих целей. Которые во многих случаях отходят на второй план, потому что это ― бунт отчаяния. Но как бы мы к этому ни относились, вмешиваться мы не можем и не имеем права. Именно морального права. Мы — та часть граждан Израиля, которой небезразлично будущее, где народ Палестины наконец-то обретет свободу — в данный момент должны влиять на общественное мнение в Израиле и за рубежом, а также участвовать в социальных и медиа- проектах с целью предотвратить невинные жертвы как с той, так и с этой «стороны» баррикад.

Примечания:

[1] С начала октября периодически происходят индивидуальные нападения палестинцев на израильтян — как правило, на солдат или религиозных евреев. К моменту написания этой статьи было убито более 40 палестинцев и несколько израильтян. Далеко не все из убитых палестинцев совершали нападения. Большинство из них были убиты на месте, то есть фактически казнены без суда и следствия. Также в ряде городов (Хеврон, Рамалла, Иерусалим) и деревень произошли столкновения местных жителей с военными силами Израиля.

[2] Имеется ввиду население сектора Газы, на которое государство Израиль возлагает ответственность за деятельность ХАМАСа. — Прим. ред.

[3] Ду киум (ивр. דו קיום — «сосуществование») ― концепция мирного сосуществования евреев и арабов на территории всей Палестины.

Якщо ви помітили помилку, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *