В последние дни мировые СМИ особенно пристально следят за событиями в Сирии. Успешное наступление проассадовских сил и курдских милиций на севере страны возле города Алеппо, как опасаются аналитики, может привести к турецкому вторжению в Сирию. Еще несколько дней назад представители РФ, в свою очередь, заявили о том, что Турция стягивает войска возле границы с Сирией. А уже вчера случилось очередное обострение: Турция обстреливала позиции сирийских курдов возле города Азаз. Мы решили расспросить бывшего израильского офицера Игаля Левина о том, чем грозит вторжение Турции в Сирию.

Зачем Турции вторжение?

Проассадовские силы перекрыли «коридор жизни» для оппозиционных группировок
Проассадовские силы перекрыли «коридор жизни» для
оппозиционных группировок

Режим Ассада и его Сирийская арабская армия с помощью России смогли добиться ощутимых успехов на севере страны. Перерезав так называемый «коридор жизни» (отсекая основную группу войск оппозиции и исламистов от турецкой границы), ассадисты подошли вплотную к тому, чтобы окружить и взять город Алеппо. При этом отступление оппозиции и сохранение власти у Ассада уж никак не входит в планы Турции.

Невозможно не отметить и фактор сирийских курдов, военные успехи которых давно раздражают Эрдогана. Президент Турции показывает, что не собирается молча взирать на объединение курдских территорий в Сирии. Тем более что на юго-востоке самой Турции идет гражданская война между курдами и турецкими войсками.

Эти факторы и толкают Турцию к силовому сценарию — войне на сирийской территории. А раз так, то вполне возможно, что и с Россией, которая обладает достаточно сильной военной группировкой в этой стране.

Если будет большая война

Расположение турецких войск возле границы с Сирией
Расположение турецких войск возле границы с Сирией

Турки для войны с Сирией сконцентрировали вторую полевую армию. Это соединение насчитывает более ста тысяч человек и включает в себя бронетанковые, механизированные, моторизованные и пехотные части. Армия разделена на два корпуса, шестой и седьмой соответственно. Вероятно, шестой корпус будет отвечать за наступление в направлении города Алеппо и курдского кантона Африн, а седьмой корпус за нанесение удара по сердцу Рожавы — кантону Джазира на северо-востоке Сирии.

Корпуса делятся на бригады. Пятая и двадцатая танковые бригады, вероятно, нанесут удар по курдскому кантону Кобани, по регионам, контролируемым Исламским Государством, и по отрядам оппозиции и исламистов, направляясь в сторону Алеппо. Местность в этих районах пустынная, без сложного рельефа — отличное место для действий танковых соединений. Одновременно с танковым ударом тридцать девятая механизированная бригада может нанести удар по Латакии и постараться выйти в сторону российских баз и тылов армии Ассада. Для этого ей придется форсировать горы Туркмена. Думаю, тут войска Турции смогут рассчитывать на поддержку местного населения, а именно сирийских туркменов, которые уже не первый год ведут борьбу против Ассада и его режима. Большая часть оппозиционеров также будут максимально содействовать турецкой армии, по факту выступая резервом и легкой пехотой, а также войсками поддержки.

Кантоном Джазира на западе, вероятно, займутся семидесятая механизированная и шестая моторизированная бригады. В этой всей картине не хватает пехотных бригад, которые являются резервом и поддержкой. Где же они? Десятая и третья пехотные бригады находятся в Бакуре — в турецком Курдистане.

Бакур

Курдские милиции YPS
Курдские милиции YPS

Бакур — это территория, на которой проживают около 15 миллионов турецких курдов. «Бакур» на курдском означает «север» — Северный Курдистан. Мало кто об этом сегодня упоминает, но там тоже идет война. 12 августа 2015 года молодежь из YDG-H (движение, близкое к Рабочей партии Курдистана — PKK) объявила о самоуправлении в более чем десяти городах и районах Бакура. Были созданы вооруженные силы — милиция под названием Отряды гражданской самообороны (YPS). Столкновения между курдами и турецкими войсками продолжаются вот уже полгода. Со стороны курдов участвуют более тысячи человек, ведущих отчаянную партизанскую войну и де-факто сковывающих подразделения турецкой второй армии — именно той армии, которая должна нанести удар по Сирии и Рожаве. Курды Бакура, по факту, приносят себя в жертву ради Сирийского Курдистана — Рожавы. Следует предполагать, что Эрдоган понимает: в случае неудачной операции в Сирии Бакур может быть потерян навсегда.

Желтым выделены территории, на которых объявлено самоуправление, синим — места, где введен комендатский час и происходят бои
Желтым выделены территории, на которых объявлено
самоуправление, синим — места, где введен комендатский час и
происходят бои

Роль России

Война в Сирии — это большая авантюра для Турции. С одной стороны, Эрдоган не знает, как спасти союзную оппозицию, которая проигрывает сражение за сражением и теряет территории, и как предотвратить усиление сирийских курдов. А с другой стороны, ввод турецких войск может привести к крупной региональной войне — если не войне с самой Россией. Я думаю, что если Россия и будет воевать, то по «донбасскому сценарию». Новенькие самолеты Су-35С и Су-30СМ,  взлетая на перехват, будут нести опознавательные знаки сирийской армии. Это не новое явление. Так действовал СССР в арабо-израильских войнах, и именно так действовала Россия в войне с Украиной. Россия, конечно же, постарается из войны выжать максимальную выгоду: обкатать новейшее оружие (которое уже в Сирии), сохранить военные базы в Латакии, использовать войну в пропагандистких целях, выставив Турцию агрессором и пособником террористов, а Путина — спасителем и защитником порядка. В конечном итоге даже поражение можно обернуть пафосным триумфом несгибаемой воли перед силами зла а-ля эвакуация англичан из Дюнкерка в 1940 году. Как именно развернутся события, мы узнаем уже в ближайшие недели или даже дни.

Якщо ви помітили помилку, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.

Залишити відповідь

Ваша e-mail адреса не оприлюднюватиметься. Обов’язкові поля позначені *