Я тут подумал.

Это не то чтобы очень свежая мысль и новая информация, но я рад, что у меня в голове оно раз — и сощелкнулось, и разные куски связались. Я люблю, когда сощелкивается.

В феминистических исследованиях много сказано о косметике и телесных практиках, связанных с красотой, как о практиках дисциплинарных, приучающих женщин переделывать, сдерживать, ограничивать и бесконечно дополнять и «огранять» свое тело, как о практиках, одновременно отражающих и воспроизводящих неравенство через количество работы, необходимой, чтобы соответствовать стандартам красоты. Но я хочу здесь поговорить (подумать) не о наиболее очевидной, декоративной косметике, о которой в интернетах слышно больше всего, а о «невидимой» — как тональный крем и корректор под глаза. Декоративная косметика больше располагает к тому, чтобы говорить о ней в связи с конструкциями женственности и эстетическим и сексуальным обслуживанием мужчин — или в связи с тем, как она может быть инструментом, который разные женщины могут использовать в свою пользу в разных практических и эстетических целях, средством самовыражения, в конце концов. А тональный крем и корректор под глаза открывают возможность поговорить о здоровье, работе и невидимости.

Какое-то время назад я начал для общего развития гуглить и почитывать блоги с советами о макияже, потому что не знал об этом ровным счетом ничего, и обнаружил целый сегмент, отвечающий на вопросы вроде «how to do a natural makeup» (или даже «natural glowing makeup»), «how to do a messy hairstyle» и т.д. — о том, как делать такой макияж, по которому не видно или не сразу видно, что он макияж. (Я здесь сознательно откладываю в сторону классовый аспект натурального/«правильного дневного» макияжа, который будет вписан прежде всего в практики западного или западно-ориентированного среднего класса — или тех, кто в той или иной мере ориентирован на ценности среднего класса и хочет быть им.) И эти тексты, пошаговые руководства с картинками и видео на ютюбе, с одной стороны, прекрасны, потому что наглядно показывают, что being natural is a style, «естественность — это стиль», как говорит прекрасный дядька, к которому я ходил на занятия по импровизации. Естественное — это особым образом сделанное. С другой стороны, получается странное двойное послание: мы знаем, что это работа, которая требует знания правил, определенной техники выполнения, времени и определенных продуктов. Но мы также знаем и принимаем, что главная цель всех этих усилий — сделать их самих, саму эту работу в итоге невидимой. Потому что тональный крем и корректор под глаза, если они правильно подобраны и нанесены, должны быть невидимы нетренированным глазом.

Основная цель такой «невидимой» косметики — помочь женщинам выглядеть здоровыми, свежими и отдохнувшими. И все статьи о том, что делать с кругами под глазами, цветом лица и общим состоянием кожи, начинаются с того, что нужно высыпаться, хорошо и разнообразно питаться и пить достаточно воды. А потом переходят к обзору маскирующих продуктов (вроде корректора) и высветляющих, разглаживающих и прочих техник (пакетики зеленого чая или огурцы на веки, утренний легкий массаж ложкой из холодильника, вот это все). Получается, опять-таки, двойное послание. С одной стороны — максима в духе Козьмы Пруткова: хочешь выглядеть здоровой, свежей и отдохнувшей — будь ей. А дальше следует как бы неизбежное признание: ну мы же знаем, что у вас все равно не получится. Да, вы все равно должны стараться и заботиться о себе, но мы-то знаем, что никто не идеален, и провалы будут, поэтому вот вам наши спасительные флакончики.

И мне это еще кажется таким слегка завуалированным признанием, что мы, мол, знаем, что провалы будут и не по вашей вине: нагрузка распределена так, что иметь время высыпаться, хорошо и разнообразно питаться и отдыхать получится далеко не у всех, даже если вы из относительно привилегированных слоев. И это мы говорим только о каком-то обобщенном стрессе и усталости, а всякие хронические и нехронические заболевания здесь пока вообще остаются за кадром. И поэтому мы предлагаем вам вот эти продукты и техники, чтобы все-таки, несмотря на это, выглядеть свежо и отдохнуто, и т. д.

Донна Харавей, которую я очень люблю, пишет, что в эпоху позднего капитализма — которая разворачивается, если я ничего не путаю (а я могу), примерно с 1980-х — вместо гигиенического дискурса, характерного для конца ХІХ — первой половины ХХ веков, основным способом, которым власть, государственная и корпоративная, говорит о здоровье, основной метафорой заботы о здоровье становится стресс-менеджмент. И это, как все сегодня в этом тексте, интересно двумя вещами. С одной стороны, мы как бы признаем проблему: уже не совсем удобно говорить о том, что это глупые необразованные и некультурные работники и работницы сами не могут правильно — гигиенично — организовать свой быт и личную жизнь, чтобы не убиваться здоровьем, потому что уже видно, что главная проблема чаще всего — не организация домашнего быта, а сама работа, и что с этим нужно уже что-то делать. И поэтому вот вам рекомендации по снижению стресса, дыхательные упражнения, йога-лайт для белых, медитация, майндфулнесс и травяные чаечки. Чудесные, хорошие и рабочие сами по себе вещи, только одна беда с ними, что это все то же смягчение последствий вместо работы с причиной — такой организацией труда, при которой более-менее постоянный стресс и следующее из него или усугубленное им нездоровье оказываются неизбежными. И вот если медитация и чаечки — это работа с последствиями, то невидимая косметика — это уже следующий уровень: их маскировка.

И вот тут начинается наша любимая гендерированная магия. Потому что стресс-менеджмент для всех, а требование выглядеть свежо и отдохнуто касается все-таки в первую очередь женщин. Если мужчина выглядит невыспавшимся и замотанным — ну, это не удивительно, это он много работает. А женщине выглядеть очевидно невыспавшейся и замотанной — как будто как-то не совсем прилично, как-то немного сродни неряшливости, неопрятности. И здесь на первый план выходит главное: дело не в том, что вы должны работать эстетическим и/или сексуальным объектом для мужчин — дело в том, что ваша работа должна оставаться невидимой. Нельзя показывать, что вы много работаете и устаете. Женская работа и ее — вполне физиологическая — цена должны оставаться невидимыми или менее видимыми, чем мужская. Потому что иначе их сложнее будет обесценить и списать со счетов — и, как следствие, сложнее будет эту работу получить по заниженной цене или вообще бесплатно.

И, возвращаясь к классовому аспекту, — то, что «натуральный макияж» маркирован в первую очередь как среднеклассовая практика, не значит, что он касается только его, что это проблемы только зажиточных белых женщин, потому что именно западный/западно-ориентированный средний класс все более задается как норма. И яркость/заметность макияжа будут использоваться в том числе как маркеры, позволяющие судить о классе, к которому принадлежит женщина, о ее «западности», в определенных случаях — об этнической/религиозной/культурной принадлежности. Нет, не так: не как маркеры-симптомы, позволяющие судить о чем-то, существующем независимо от них и находящем в них выражение. Не как признаки, которые человек или группа излучают сами по себе и по которым мы их опознаем. Именно опознавание и различение признаков создает группу как отдельную от остальных. Это такие сигнальные флажки, прочерчивающие границы того, о чем они свидетельствуют как бы ретроспективно — а на самом деле создающие свидетельствуемое в самом этом акте прочерчивания границы и считывания сигнала. И да, я не знаю, как где, а в известном мне рабочем классе выглядеть свежо и отдохнуто точно также является требованием для женщин — разница будет в доступе к источникам информации о том, как правильно этого добиваться, в самих этих источниках, в доступе к соответствующим продуктам и в объемах свободного времени.

И все эти установки на свежесть и отдохнутость работают как бы «мимо» собственно конвенциональной женственности. Они кажутся универсальнее — и поэтому нейтральнее (на самом деле нет). Все эти выкладки про свежесть и отдохнутость можно легко приложить и к андрогинной девушке-томбою. Потому что это про здоровье и объем нагрузки, а здоровье касается всех — но женщин все равно почему-то больше, чем мужчин. А требование скрывать нагрузку касается женщин в непропорциональной степени. А за агендерных людей не скажу — тут их самих нужно спрашивать.

И я тут только пунктирчиком намечу пункт о скрытом эйблизме этого требования. Неприлично выглядеть усталой, если вы здоровы и просто много работаете и устаете (хотя как долго можно оставаться здоровой, если жить в постоянном стрессе и усталости — это отдельный вопрос) — а выглядеть больной, когда вы болеете, получается вообще невежливо. Нельзя показывать, что вам сложно. Давайте нам бодрых и красивых отважно превозмогающих трудности людей с инвалидностью, с психическими заболеваниями, с хроническими болезнями — и не показывайте нам, какого труда стоит вписываться и каждый день подстраиваться под общество, которое не желает подстраиваться под тебя. Не показывайте нам усталость, бессилие, гнев или недовольство собой. Покажите нам, что победить себя и подстроиться — это праздник, и к этому стоит стремиться.

А тем временем болеть не стыдно.

Уставать не стыдно. Уставать, когда работаешь, — не стыдно, и даже когда не работаешь, а просто вот как-то сами собой кончились силы — тоже не стыдно.

Не высыпаться не то чтобы радостно и полезно, но когда ты и так уже уставшая и невыспавшаяся, стыдиться еще и этого и тратить силы еще и на то, чтобы это скрыть — пожалуй, лишнее.

Не до конца понятно, почему должно быть стыдно иметь прыщи, но это вообще отдельный разговор.

Но и не хотеть иметь прыщи — тоже не стыдно. И пользоваться косметикой не стыдно. С какой бы целью вы ею ни пользовались.

И вписываться и подстраиваться не стыдно, если это действительно помогает вам жить удобнее. А если это требует перекручивать себя и все время не получается — то, может быть, стоит подумать, а надо ли, и до какого предела.

А сами по себе косметика и макияж — ну я на всякий случай проговорю вроде бы очевидное — не плохие и не хорошие, не угнетательные и не освободительные. Они инструмент, как лопата. И то, что нас иногда лопатами пытаются закапывать, не значит, что их нельзя перехватить и ими же и отбиваться — используя их при этом любым удобным способом, «правильным» ли, «неправильным» или десятком не изобретенных и не известных ранее.

Якщо ви помітили помилку, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.