Весенний Киев расцвел и позеленел. Солнце, так долго прятавшееся в облаках, наконец-то пригрело уставших от холода киевлян, суля им хорошие майские праздники. Но городу не до отдыха. Там и тут заметна странная активность. На дорогах, парках и мостовых копошатся оранжевые муравьи. Люди-муравьи. Суперспособностей у них нет, разве что работать за украинские зарплаты, и, в отличие от своих биологических прототипов, они совсем не воинственны, а трудолюбивы. День и ночь, надев оранжевые робы, строители, коммунальщики, дорожники и многие другие готовят город к главному событию года — Евровидению-2017. День и ночь они стучат, скребут, режут, красят, готовясь показать Европе красивый фасад столицы украинского государства. Но ведь самое интересное всегда за фасадом!

Практически по всему маршруту от правого берега Днепра до самого Международного выставочного центра, где и пройдет Евровидение, пахнет свежей краской. Закрасить решили все, что не выглядит достаточно привлекательно: от оград на мосту Метро и граффити в переходах до опор и откосов путепровода, под которым пролегает маршрут посетителей конкурса… Бетонную стену — и ту покрасили.

забор

Как будто пытаясь оспорить главный слоган фестиваля — «Celebrate diversity» — выбор цвета краски пал на серый. В него перекрасили и без того серые бетонные плиты и даже желто-голубые ограды, самоотверженно выкрашенные еще несколько лет назад художниками-патриотами. Граффити, мимо которых проезжал поезд метро, плотно залили зеленым. А в переходе на станции метро «Гидропарк» в деле борьбы с настенной живописью применили точечные технологии. Ровные прямоугольники свежей краски практически скрыли теги неизвестных райтеров.

Потьомкінське Євробачення

Потьомкінське Євробачення

Неплохо заработают на Евровидении производители тротуарной плитки. Ей киевская власть решила выложить все подходы к месту проведения конкурса, для чего свезла на «Левобережку» сотни людей и десятки единиц техники. И без того оживленную развязку с маршрутками, автобусами, торговыми точками и рынком охватило строительное безумие. Все смешалось: кони, люди, катки, экскаваторы, машины, мужики с фрезами, мужики с отбойными молотками, мужики с кебабами…

Пытаясь как-то перейти на другую сторону дороги, к единственному работающему входу в метро, пешеходы кидаются под машины, пробираются среди пыхтящей техники, протаптывают новые тропы на склоне параллельно к ступенькам, которые демонтируют у них на глазах. Там же, где в пешеходных зонах плитку решили не класть, рабочие демонстрируют превосходное владение техникой фигурного асфальтирования ям, оставляя по себе причудливые узоры. И лишь с автомобильными дорогами придраться не к чему: свежий, еще пахнущий асфальт гладкий, как в Европе.

IMG_7702

Потьомкінське Євробачення

Отдельного внимания заслуживает нашумевшая реконструкция самой станции метро «Левобережная» — не законченная, кстати, и поныне. За 1 млн. долларов выигравшая тендер компания с сомнительной репутацией не смогла толком выполнить даже косметический ремонт станции. Фотографии с «косяками» строителей мигом облетели соцсети после открытия первого отремонтированного вестибюля станции. А дверные проходы оказались настолько узкими, что человек на коляске просто физически не способен туда попасть. После акций протеста людей с инвалидностью, начавшихся с первого же дня после ремонта, двери сменили, хотя пандусы на платформу остались прежними и могут порадовать лишь любителей экстремального спуска.

Потьомкінське Євробачення
Фото: https://infokava.com

Заменили и оригинальную инсталляцию в вестибюле станции. При взгляде с определенного ракурса, она должна была складываться в панораму Киева, но ракурса этого так никто и не нашел, так что степень концептуальности пришлось серьезно понизить. Инсталляцию заменили на фотографию.

Фото: https://znaj.ua
Фото: https://znaj.ua

Но есть вещи и посерьезнее. Если за месяц дороги еще как-то смогли положить, деревья высадить, а заборы закрасить, с незавершенными стройками и колоссальными недостроями этот номер не прошел. Еще на выходе с аэропорта Борисполь гостей Евровидения будет встречать строящийся автобусный терминал. В самом сердце города, на майдане Независимости, можно будет изучить каркас Дома Профсоюзов, а рассматривая панораму Днепра — полюбоваться арками «замороженного» Подольского мостового перехода.

Архитектурных красот хватает и возле самого места проведения конкурса. Несмотря на протесты местных жителей и нарушения строительных норм, там вовсю продолжается строительство жилого комплекса «Солнечная Ривьера». А массивное здание советского Госплана, один из последних крупных недостроев Киева, лежит прямо на маршруте от метро к Международному выставочному центру. Еще недавно от урбан-эксплореров его отделяла угрожающего вида колючая лента, но теперь ее убрали с европейских глаз, где-то загнув за забор, а где-то и вовсе спилив болгаркой. Сам же недострой после длительных торгов с Нафтогазом договорились закрыть баннером. Возможно, именно эта инсталляция достойна называться лучшим памятником Евровидению-2017. Его «потемкинской» сути.

IMG_7671

Потьомкінське Євробачення

Но «потемкинский» дух живет не только лишь в поле архитектуры, но и в дискурсивном поле — когда призыв «Celebrate diversity» сталкивается с популярной ныне идеей о том, что «украинцам это чуждо». Комичным воплощением противоречия стала арка Дружбы Народов, которую к конкурсу решили превратить в радугу. Практически сразу после начала работ поднялись голоса борцов с «гомодиктатурой», увидевших в радуге ЛГБТ-пропагнду в центре города. А уже через два дня, 27 апреля, работы были остановлены под давлением активистов «Правого сектора», вставших на «защиту» памятника воссоединению Украины с Россией.

«Мы (“Правый сектор”, “Свобода” и другие националистические организации) не согласны с этими так называемыми украшениями, в кавычках, которые там делаются. Потому что это скрытая пропаганда ЛГБТ, хотя арка Дружбы Народов, конечно, устаревший памятник, не особенно нужный, он входит в список национальных памятников, что там менять, это просто противозаконно», — заявил спикер «Правого сектора» Артем Скоропадский. Также он добавил, что «если власть так хочет украсить эту арку к Евровидению, то пусть окрасит ее народным орнаментами или чем-то еще».

1

Такое отношение к ЛГБТ — не новость. Прошлогодний «Киев прайд» не превратился в кровавое побоище лишь благодаря, опять-таки, показным усилиям властей, мобилизовавших более 6 тыс. полицейских для охраны марша. Но есть в украинском обществе другая стигматизированная группа, за которую действительно некому вступиться и для которой Евровидение-2017 действительно обернулось трагедией. 6 апреля в киевском микрорайоне Березняки неизвестные сожгли ромский табор, где проживали около 180 человек. Никто из людей не пострадал, так как на тот момент большинство проживающих в нем ромов были уже выселены. За день до поджога в табор наведались «активисты» и «убедили» обитателей табора покинуть свои дома. В качестве компенсации им предоставили билет в один конец до Закарпатья, где проживает крупная ромская община.

Выселение произошло по инициативе депутатов районного совета и местных активистов и мотивировалась практически не скрываемыми ксенофобными лозунгами вроде «очистить город» или защитить «свой дом, свой район, свой город, свою землю». У большинства жителей района такая «очистка» вызвала почти единогласное одобрение. Особой пикантности ситуации добавляет тот факт, что венгерский исполнитель на Евровидении-2017 является ромом, а в его конкурсной песне отражена культура этого народа.

Виселені роми

Хоть реконструкция Киева под Евровидение и проходит в лучших «потемкинских» традициях, стоит это все вполне конкретных денег. Бюджеты конкурса в последние годы сильно варьировались: от сказочных 64 млн. долларов, потраченных Азербайджаном, до скромных 26 млн. долларов в Шведском Мальмё, позволивших даже «выйти в плюс». Евровидение-2017 по европейским меркам будет довольно скромным. Из государственного бюджета на проведение конкурса было выделено 455 млн., из городского — 200 млн. грн., что в сумме дает порядка 25 млн. долларов. Вот только украинские цены в среднем куда ниже европейских, а отдельные статьи расходов уже сейчас вызывают сомнения. О 24 млн. грн. на косметический ремонт станции метро «Левобережная» мы уже говорили. Скандалом разразилась и информация о стоимости разработки логотипа фестиваля — 450 тыс. грн. За разработку дизайна сцены отдали 8 млн. грн., за монтаж — еще 24 млн. грн. На системы видеонаблюдения — 18 млн. грн. Аренда помещения для проведения конкурса обойдется в 35,1 млн. грн. И хотя говорить о каких-то коррупционных составляющих в этих суммах пока рано (кроме «Левобережной», конечно), затраты эти для бюджета тем не менее существенны, а залазить в карман будущих поколений ради эффектной показухи властям не привыкать. Так, в бюджете на 2017 год все еще  заложены выплаты по кредитам, взятым на проведение футбольного чемпионата Евро-2012. И это в то время, как бо́льшая часть объектов, построенных к Евро, после окончания чемпионата либо вовсе остались заброшенными, как стадион «Арена Львов», либо используются на минимуме своих возможностей.

Но что брюзжать? Зачем вдаваться в малоприятные подробности? К чему столько слов? Приезжайте, будем вместе отмечать потемкинское разнообразие. «Вас приветствует Киев — столица душевной и талантливой Украины!»

Статья была подготовлена с использованием материалов паблика «Бідність. Війна. Євробачення»

Якщо ви помітили помилку, виділіть її і натисніть Ctrl+Enter.